Исходный состав: Джонни Роттен (Джон Лайд он, 31. 01. 1956) – вокал; Стив Джонс (3. 05. 1955) – гитара, вокал; Глен Мэтлок (27. 08. 1956) – бас, вокал; Пол Кук (20. 07.1956) – ударные
Еще в 1972 г. школьные товарищи Джонс и Кук организовали группу THE SWANKERS, где также играли Уолли Найтингэйл (гитара) и Дэл Нун (бас). Сам Джонс исполнял обязанности вокалиста. В 1973 г. опеку над THE SWANKERS взял Малькольм МакЛарен, владелец бутика «Let It Rock». Под влиянием последнего группа переориентировалась на «бунтарскую» музыку в духе THE WHO, а также начала сочинять собственный материал. Затем в состав начинающего коллектива был введен Мэтлок, продавец-ассистент МакЛарена. В мае 1975 г. МакЛарен вернулся из Америки и резко изменил имидж и саму судьбу THE SWANKERS. На то было несколько причин. Во-первых, в Штатах МакЛарен несколько месяцев исполнял обязанности менеджера THE New york dolls, непосредственных предтеч стиля панк-рок. Во-вторых, он увидел экс-басиста THE TELEVISION Ричарда Хелла, который ходил в грязных разодранных джинсах, увешанный булавками, с торчащими разноцветными волосами. В-третьих, МакЛарен узнал, что одна из американских бандитских группировок называется «Sex Pistols». Таким образом, по приезде в Лондон МакЛарен уже сформировал облик новой группы, которая должна была поразить весь мир. В начале лета 1975 г. Найтингэйл был выведен из состава THE SWANKERS. Джонс переключился на гитару, и группа занялась поисками вокалиста. МакЛарен советовал взять Ричарда Хелла, но его подопечные хотели играть вместе с лондонцем. В августе 1975 г. наконец-то появилась подходящая кандидатура – Лайдон, по прозвищу Роттен («гнилой» – отчасти из-за плохих зубов, отчасти из-за любимого присловья Джонни: «ты гнилой, гнилой»). Роттен зашел в бутик МакЛарена (переименованного теперь в «Sex»), купил майку «Pink Floyd» и тут же фломастером приписал на ней «I Hate». Получилось «I Hate Pink Floyd» – «Я ненавижу Пинк Флойд». Роттена тут же пригласили на прослушивание, тот покривлялся под песню Элиса Купера «School’s Out» и был принят. Пел Роттен, конечно, плохо, но был полон такой харизмы, что все поняли: этот парень с безумным взглядом, всененавидящим голосом и эпилептическими телодвижениями нужен группе. Дебют Роттена, Джонса, Мэтлока и Кука как The Sex Pistols состоялся 6 ноября 1975 г. на сцене колледжа искусств Сент-Мартин. Продержаться на ней они смогли не более десяти минут: администрация колледжа (а может быть, местная группа, которую разогревали «пистолз»), отключила электричество. По воспоминанию Кука, от волнения они играли тогда чересчур громко и агрессивно. В 1976 г. The Sex Pistols продолжили локальные выступления, стремительно набирая популярность. У группы образовалась целая армия фанов, ставших подражать своим кумирам во всем: такие же грязные штаны и грязные кожаные куртки, такие же цепочки и булавки повсюду, такие же сдобренные красителями волосы. Почти каждый концерт The Sex Pistols кончался большой дракой, в которой нередко с удовольствием участвовалии и сами музыканты. Революционен был не только имидж и сценическое поведение музыкантов. Музыка The Sex Pistols была не менее новаторской. В ней присутствовал тот первобытный драйв, которого уже не было ни у кого из рок-звезд. Группа играла агрессивный рок, похожий на рок-н-ролл 50-х, добавив от себя тяжелый, плотный саунд, гитарную стену звука, минималистичный бас и однообразную ударную «сетку». Не менее выразительным был и язвительный, срывающийся вокал Роттена. Через пару лет половина групп мира возьмет себе на вооружение музыкальные и сценические идеи The Sex Pistols – так родятся постпанк, «новая волна», хардкор и другие стили вплоть до гранжа в конце 80-х. В августе 1976 г. МакЛарен провел панк-фестиваль во французском городе Мои де Маршан. The Sex Pistols выступили на нем в качестве суперзвезд панк-рока. Под влиянием «пистолз» образовываются такие известные в последствии панк-группы, как The Clash, THE VIBRATORS, THE Buzzcocks, The Damned и др. Однако теперь The Sex Pistols интересовали не только приверженцев панк-рока. 8 октября 1976 г. компания звукозаписи «ЕМI» подписала с группой контракт, вручив МакЛарену 40 тысяч фунтов авансом. Неделей позднее фото Роттена появилось на первой странице газеты «New Musical Express». A 26 ноября увидел свет первый сингл The Sex Pistols «Anarchy In The UK». Данная композиция всколыхнула не только Лондон, но уже всю Британскую империю, поскольку содержала такие слова:
Я антихрист, я анархист. Я не знаю, чего я хочу, Но я знаю, как это получить. Я хочу заехать в глаз прохожему, Потому что я хочу быть анархией… Хочу быть анархистом, пить и буянить!
Тем не менее сингл раскупали активно, и 18 декабря 1976 г. «Anarchy In The UK» занял 38-ю позицию в национальном хит-параде. Однако подлинную скандальную славу The Sex Pistols обрели 1 декабря, выступив в телепередаче Билла Гранди «Today». В ходе программы музыканты (в основном Джонс, основательно накачавшийся спиртным до съемок) во всеуслышание обругали 52-летнего ведущего, который, надо сказать, сам спровоцировал это неприглядное действо. На следующий день The Sex Pistols проснулись знаменитыми. Под натиском общественного мнения «EMI» в январе 1977 г. расторгла контракт с группой. Но это уже не могло отразиться на статусе The Sex Pistols. В мае был подписан контракт с «Virgin», a 11 июня сингл «God Save The Queen» достиг 2-й позиции в чартах. Текст «God Save The Queen» вызвал у британцев настоящий шок. Во время 25-летнего юбилея правления королевы Елизаветы II Роттен с присущей ему одному душащей злостью пел:
Боже, храни Королеву, Фашистский режим Сделал тебя идиоткой, Потенциальной водородной бомбой.
В конце феврале 1976 г. в The Sex Pistols появился новый басист – Сид Вишез (Джон Саймон Беверли, 10. 05. 1957, известный также под именем Джон Ричи), игравший до этого вместе со Сьюкси Сьюкс (как барабанщик) и FLOWERS OF ROMANCE (как басист). С приходом Вишеза The Sex Pistols перестали творить и начали быстро приближаться к закату. Причина была в том, что Вишез являлся панком в чистом виде, превосходя по своему «панк-сумасшествию» Роттена, Джонса и Кука в несколько раз. Вскоре Вишез стал значимее явного лидера группы и всего панк-движения – Роттена. Последний начал чувствоать себя неуютно и задумался о сольном творчестве. В 1977 г. The Sex Pistols выпустили еще два хит-сингла («Pretty Vacant, UK-6, и «Holidays On The Sun», UK-8) и записали единственный альбом «Never Mind The Bullocks: Here’s The Sex Pistols» (UK-1/US-106), который вобрал в себя всю классику группы, записанную ранее. Название альбома по традиции было непристойным и опять вызвало горячие дебаты. 5 января 1978 г. The Sex Pistols начали свое последнее турне, прошедшее по провинциальным городам США. Группа играла неровно, Вишез был почти неуправляем, а Роттен на редкость задумчив и грустен. 14 января на Зимнем стадионе в Сан-Франциско The Sex Pistols дали свой последний концерт перед 5-тысячной толпой. Группа великолепно исполнила все свои хиты, включая кавер «No Fun» IGGY POP AND The Stooges. Уходя со сцены, Роттен произнес в микрофон знаменитую фразу: «Ха-ха. У вас нет такого ощущения, что вас надули? Спокойной ночи». На следующий день The Sex Pistols уже не существовало – музыканты и их менеджер разбежались кто куда. Вишез попал в больницу после приема сверхдозы наркотиков, Роттен уехал в Нью-Йорк, МакЛарен вернулся в Лондон, а Джонс и Кук оказались в Рио-де-Жанейро. После небольшого перерыва бывшие члены The Sex Pistols вступили в постпистолзовский период своей жизни. Первым сошел с дистанции Вишез. После замечательной кавер-версии «My Way», визитной карточки Фрэнка Синатры, Вишез 12 октября 1978 г. зарезал свою любовницу Нэнси Спанжен. Выпущенный под залог из тюрьмы, он был найден 2 февраля 1979 г. мертвым; смерть наступила от сверхдозы героина. Роттен вернул себе настоящее имя – Лайдон, после чего сформировал коммерчески удачный проект PUBLIC IMAGE Ltd. (PiL). В 1993 г. Лайдон распустил PiL и занялся сольной карьерой. Джонс и Кук образовали группу THE PROFESSIONALS, а затем нашли себя в качестве сейшнменов. В 1979 г. вышел двойной альбом «The Great Rock’n'Roll Swindle», являвшийся саундтрэком к одноименному фильму, в котором снялись The Sex Pistols в 1977 г. Выпущенные с него синглы вызвали неподдельный интерес у публики, например, «Somethin’ Else» и «C’mon Everybody» (песни Эдди Кокрэна, спетые Вишезом) заняли 3-е место в хит-параде Британии. Сам фильм был впервые показан в октябре 1979 г. Совершенно неожиданно легенда панк-рока вернулась из небытия в 1996 г. Роттен, Джонс, Кук и Мэтлок вновь объединились в The Sex Pistols, чтобы провести турне «The Filthy Lucre Tour». Как заявил Роттен в интервью, этот камбэк был затеян ради денег. Однако по другой версии того же Роттена следовало, что музыканты просто захотели таким образом по-человечески попрощаться друг с другом. При всей нелюбви к Мэтлоку, единственному «не-панку» в группе, Роттен, Джонс и Кук буквально уничтожили своими высказываниями покойного Вишеза, подчеркнув его главную роль в развале The Sex Pistols. Турне группы началось 3 июля 1996 г. и прошло на удивление незамеченным. Отыграв положенные концерты в своей прежней хулиганской манере, The Sex Pistols вторично ушли в тень. Влияние The Sex Pistols на современную рок- и поп-музыку трудно переоценить. Последствия краткого существования группы сравнимы только с деятельностью рок-н-ролльщиков в 50-е и THE BEATLES и THE ROLLING STONES в 60-е. Музыкальный мир после The Sex Pistols приобрел современные черты, недаром многие критики считают, что панк был последним революционным стилем рок-музыки. «Новая волна», постпанк, пауэр-поп, хардкор, кроссовер, трэш-метал, грайндкор, «новые романтики», электропоп, гранж, рэпкор – вот неполный перечень тех музыкальных направлений, которые были бы немыслимы без появления в середине 70-х собственно панк-рока и The Sex Pistols.
Альбомы:
- Sex, Anarchy & Rock N’ Roll Swindle
2009 г. - There’ll Always Be an England
2008 г. - Pretty Vacant
1999 г. - Filthy Lucre Live
1996 г. - Filthy Lucre
1996 г. - Kiss This: The Best of the Sex Pistols
1992 г. - Flogging A Dead Horse
1980 г. - Great Rock-n-Roll Swindle
1979 г. - Never Mind the Bollocks Here’s the Sex Pistols
1977 г.